О проекте
Содержание
1.Пролог
2."Разговор" с Всевышним 26.06.2003 г.
3.Туда, где кончается ночь
4.Первое расследование
5.Первое слушание
6.Применение акта амнистии к убийце
7.Отмена применения акта амнистии
8.Последний круг
9.Гурская Наталья Аркадьевна
10.Сомнительные законы
11.Теоремы Справедливости
12.Недосужие домыслы
13.Встреча с сатаной
14.О национальной идее
15.Эпилог
Статистика
1.Ответы на вопросы
2.Показать вердикт
3.Тексты и копии материалов уголовного дела
4.Тексты и копии материалов гражданского дела
5.Полный список действующих лиц
6.Статистика
7.Комментарии читателей
8.Сколько стоит отмазаться от убийства
ПОСЛЕ ЭПИЛОГА
1.Ошибка адвоката Станислава Маркелова - январь 2009 г.
2.Карьера милиционера Андрея Иванова (или Почему стрелял майор Евсюков?) - 18.01.2010
3.Ложь в проповеди патриарха Кирилла и правда рэпера Ивана Алексеева - 30.04.2010
4.Что такое Общественное движение Сопротивление? - 2014 г.
поиск
Содержание >> О национальной идее >

1. Девять версий

Крах коммунистической идеи в России образовал идейный вакуум, необходимостью заполнения которого и было вызвано естественное стремление нации к формулированию новой национальной идеи.
Пятнадцать лет разговоров о национальной идее в России закончились пшиком – в своем Послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 года Президент России В. Путин подвел, как он, вероятно, полагает, черту – пренебрежительно обозвав поиски национальной идеи «старинной русской забавой».
Таким образом, управление потерявшим компас и все парусное вооружение кораблем после шторма в открытом море захватила новая команда, а вставший на капитанском мостике предусмотрительно закрыл вопрос о выработке нового курса: "Плыть будем куда скажу я, а жить будем тем, что имеем в трюмах".
В течение нескольких последних лет некоторые известные (и не очень) граждане России высказывали свои мысли о национальной идее России. Я не проводил по этому вопросу специального исследования, а просто, как любой заинтересованный в этом вопросе русский человек, отмечал случайно попавшиеся на глаза оригинальные версии. Их набралось девять (включая приведенную выше).

1. Национальная идея по Григорию Явлинскому
Г. Явлинский изложил свою версию 5 июня 2003 г., отвечая на вопросы читателей интернет-издания "gazeta.ru": "А если говорить о сверхзадаче национального уровня, то это появление государства, государственной машины, которую люди могут уважать. Чтобы вы уважали собственное государство, зная, что оно - ваш защитник, вам служит, что оно заботится о том, чтобы вы были состоятельным, зажиточным человеком, оно защищает ваши интересы, вашу честь, достоинство, ваше самоуважение, что чиновничество является по отношению к вам слугой, а не хозяином. Это взаимное уважение людьми друг друга, уважение собственного государства - это, если хотите, и есть наша национальная идея".
В том же тексте Г.Явлинский говорит, что для быстрого экономического роста (удвоения ВВП за десять лет) необходимы два условия - "это экономическая свобода (низкие налоги, стабильное налоговое администрирование в течение долгого времени, освобождение от рэкета - как государственного, так и криминального, защита со стороны государства свободной конкуренции) и ... возможность иметь независимый суд, независимую судебную систему, чтобы человек смог найти справедливость - в смысле независимости суда".
Если коротко, то, по Явлинскому, сила нации не в силе чиновников и не в объеме находящихся в их распоряжении материальных ресурсов, а в свободной экономике, фундаментом которой, является независимый суд.

2. Национальная идея по Дмитрию Рогозину
Дмитрий Рогозин в пору своего успешного восхождения к власти использовал словосочетание "национальная идея" так, как будто ему и всем остальным давно известно, что это означает для России. Вот отрывок из его книги (приложение "Свободный взгляд" к АиФ №206, сентябрь 2003 г.): "Тот, кто ясно видит историческую задачу, кто способен суммировать миллионы человеческих воль в реализации единой национальной идеи, решит все проблемы материальной жизни своих граждан".
Не объявляя этого открыто, Д. Рогозин сводит назначение национальной идеи к решению "всех проблем материальной жизни граждан".
И еще один отрывок из книги того же автора: "Только жесткая воля сильного и здорового государства в следовании своей национальной идее усмирит любые попытки экспериментировать на живом организме российской нации".
Доктор наук Д. Рогозин, таким образом, представляет мнение любой действующей власти, которое, если коротко, заключается в том, что сила нации состоит «в жесткой воле сильного и здорового государства». Вектор действия «жесткой воли» в той статье «АиФа» указан не был.

Образно позиции Рогозина и Явлинского можно представить так: Рогозин за создание из нации «сильного и здорового» кулака (и тогда сами собой почему-то разрешатся «все проблемы материальной жизни», что, конечно, проблематично, потому что кулаком сделать ничего нельзя, кроме как что-либо сломать или кого-нибудь убить); Явлинский же за то, чтобы каждому пальчику дать свободу, любовь и уважение, потому что только в этом случае рукой можно что-то сделать (а не сломать). Это было бы так, если бы Явлинский говорил не о независимом, а о справедливом суде ("справедливость" суда для Явлинского заключается в независимости этого суда от власти, что, как мы видели на приведенных в этом правдивом повествовании примерах, вовсе не одно и то же).
Однако поскольку Явлинский говорит именно о «независимом» от власти суде, значит он за ту свободу для этих «пальчиков», которая позволила бы им, этим пальчикам, свободно шарить по карманам. Что и подтвердил опыт политических событий 2003-2004 годов (дело Ходорковского и его деньги в партии «Яблоко»).

Более поздняя вставка (март 2016 г.)
В 2003-2004 годах "обнаружение" денег Ходорковского в Яблоке подавалось государственными СМИ как основание для сомнений в чистоплотности Явлинского. Сегодня пролит дополнительный свет на те события: оказалось, что финансирование Яблока Ходорковским производилось по указанию самого В.Путина, что было в те времена в России стандартной практикой в связи отсутствием финансирования государственного. (http://echo.msk.ru/blog/i_yakovlev/1721576-echo/)

Очевидно, что, в конце концов, Явлинский и Рогозин говорят об одном и том же – они оба подают в этой красивой упаковке, называемой российской национальной идеей, одно и то же – чтобы государство заботилось о том, «чтобы вы были состоятельным, зажиточным человеком». Рогозин и Явлинский просто предлагают разные методы, противоположные, как восток и запад, но цель одна – «чтобы у вас все было».

Но случился Беслан.

3. Национальная идея после Беслана
(
«АиФ * Москва» №36 (582) Сентябрь 2004 г. http://gazeta.aif.ru/online/moskva/582/01_01)
«А пока мы, жители столицы, россияне, можем противопоставить врагам лишь одно – сильное, сплоченное ГРАЖДАНСКОЕ СООБЩЕСТВО. Оно начинается с осознания каждым, что он гражданин именно этой страны, страны, в которой он хочет жить и воспитывать своих детей и внуков. Создание гражданского общества – и есть та НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ, которую мы так долго и безуспешно искали последнее десятилетие… Гражданское общество – общность законопослушных людей. Нам придется научиться исполнять законы…»

Без подписи автора, как-то скромненько «АиФ» провозгласил национальную идею как «сильное, сплоченное гражданское сообщество» - своеобразное объединение позиций Рогозина и Явлинского. Итак, цель наконец-то (после Беслана!) уяснили. А как быть с методом? Вот метода «АиФ * Москва» как раз и не предлагает. Опять же очень скромненько.

4. Национальная идея по Василию Аксенову
В №41 (1250) за октябрь 2004 г. под грифом «Личность» «АиФ» опубликовал свое интервью с давным-давно проживающим во Франции русским писателем Василием Аксеновым ( http://gazeta.aif.ru/online/aif/1250/03_01). Он тоже не преминул сказать несколько «теплых» слов о России, о российской нации, о российской национальной идее.
Вот что он говорит о том, что было (имеется в виду век двадцатый): «-Да, мы стали жертвой какого-то сатанинского поворота вещей. И сами во многом виноваты в этом. Нацию охватило какое-то помешательство, ослепляющее безумие».
Вот что русский писатель Василий Аксенов утверждает о том, что есть в России сегодня: «…Но в начале 90-х годов комсомольцам сказали: «Ребята, у нас некому приватизировать промышленность. Вы должны создать класс богатых. Идите в бизнес! …Все было восстановлено этими молодыми людьми…В общем-то, они спасли страну, создав свои предприятия».
Какие такие "предприятия" писатель Аксенов увидел из-за границы? Может быть оффшорные?
А вот что он же говорит о том, каким, по его мнению, должно быть будущее России, о национальной идее: «Переживем мы без сильной руки. Пошли бы они все к чертовой матери со своими сильными ручками! Нам нужны усовершенствованная Конституция, свободные выборы, свободные суды. Нам нужно грандиозное искусство, а оно у нас сейчас зарождается. Вот это и есть национальная идея».
Первая мысль – кому это «нам»? Василий Аксенов давно не гражданин России. В статье также нет и намека на то, что собирается снова им стать.
В предисловии к этой статье пишется: «В 1980 году его лишили советского гражданства». При этом пишут, что он был преуспевающим писателем. Неувязочка получается: у любого читателя естественно возникает вопрос: в те годы это были два взаимоисключающих факта – либо тебя не публикуют (не дают жить), исключают из Союза советских писателей и лишают советского гражданства, как это произошло с теми же Александром Солженицыным и Александром Галичем, или ты – преуспевающий писатель, член Союза советских писателей и работаешь на коммунистическую партию.
За что же преуспевающего писателя Василия Аксенова лишили советского гражданства? Он просто уехал и не вернулся, иначе - сбежал. А сейчас умолчанием об этом факте нам хотят пододвинуть эту «личность» поближе к Солженицину и Галичу – якобы он тоже «изгнанный за правду».
Так чьим же рупором выступает этот русскоязычный любитель свежих утренних круассанов? Я начал даже сомневаться в справедливости слов Галича: «Там, где жива она, русская речь, там вечно Россия жива». Вот перл русского писателя В. Аксенова (считающего себя, по-видимому, человеком православным) из той же статьи: «Ни одно поколение не ответило на вопрос, для чего возникла человеческая раса». Уму непостижимо! Еще один Иван Бездомный! Еще один человек, который не читал Евангелие, а если и читал, то, конечно же, особенно над текстом не задумывался.
Но слава, слава Виталию Цепляеву – ведущему редактору номера 41 (1250) «АиФ»! Название этой статьи «Василий Аксенов: «Да, мы жертвы безумия» помещено над крупным портретом писателя. Просто необходимо отдать редактору должное - классный специалист Виталий Цепляев: очевидно, что смысла у названия этой статьи два: первый – тот, который имел в виду сам писатель Аксенов, а второй, главный, который поймут кое-что помнящие и немного думающие люди, - совсем противоположный: к «жертвам безумия» относится сам писатель В.Аксенов. Потому что чем же еще, кроме всего изложенного выше, как не безумием русскоязычного писателя, можно объяснить следующие его слова о том, каким, по его мнению, должен быть порядок в современной России: «Виновных можно привлекать к суду, но не держать при этом месяцами в кутузке». Замечаешь, читатель? Русский писатель (кое-что в русском языке все-таки понимающий) сказал «виновных», а не «подследственных», «подозреваемых» или «подсудимых», и, кроме того, он "великодушно" сказал "можно привлекать к суду". Понятно, что удачливый ходок за свежими круассанами русскоязычный писатель Аксенов имел в виду подследственного (в то время) М.Ходорковского, но выразил-то он заодно и чаяния простых убийц-бандитов и преступников-прокуроров с преступниками же судьями. Чего не сделаешь из любви к свежим круассанам, тем более что в России они стали пожирнее, чем во Франции!

5. Национальная идея по архимандриту Тихону
Было бы несправедливо не предоставить слово представителям православной церкви. Только я об этом подумал, а оно - тут как тут: в газете «АиФ» №51 (1260) за декабрь 2004г. (
http://gazeta.aif.ru/online/aif/1260/12_01) наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) на вопрос журналистки Ольги Минаевой: «ПО-ВАШЕМУ, нужна ли России национальная идея и может ли ею стать православие?» ответил следующее: «Сейчас все чаще появляется какой-то совершенно страшный термин – «комфортность». И этот термин все больше претендует на статус национальной идеи. Русский человек исторически не сможет комфортность сделать для себя сверхзадачей. Он так воспитан, что без духовной цели в конце концов деградирует и захиреет. А так – в принципе любую идею можно сделать национальной. Была бы государственная воля.
Для России же всегда было важно, чтобы эта идея включала в себя важнейший принцип могущества нашей страны, поощрения к поиску Высшей Правды, к Богу и, наконец, обеспечение социально справедливого общества, гарантом которого выступает все то же сильное государство
».

Ответ архимандрита состоит из двух частей: в первой он дает отповедь тем, с кем не согласен, а во второй высказывает свое.
В первой он выступает против позиции президента Путина, который первым в подобном контексте употребил термин «комфортность» 26 мая 2004 года в своем послании Федеральному Собранию РФ: «Наши цели абсолютно ясны. Это - высокий уровень жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире. А главное, повторю, значимый рост благосостояния граждан».

Во второй части архимандрит Тихон выдвигает свои три принципа национальной идеи:
- принцип могущества нашей страны;
-
принцип поощрения к поиску Высшей Правды, к Богу;
-
принцип обеспечения социально справедливого общества.

6. Национальная идея по Александру Солженицыну
(июнь 2005 г.)
"Я осторожно отношусь к термину «национальная идея». Осторожно потому, что им злоупотребляли. В нашем бедственном, неурядливом, ограбленном состоянии я предложил бы национальную идею, которая изложена 250 лет тому назад елизаветинским вельможей Петром Ивановичем Шуваловым. Он предложил Елизавете руководствоваться как главным законом таким — сбережение народа. Какая здесь мысль!"

7. Национальная идея по протоиерею Макарову
А вот мнение самого сведущего (по должности) от РПЦ в этом вопросе, заместителя главного редактора журнала "Церковь и время", настоятеля Храма Преображения Господня в поселке Запрудня Московской области, протоиерея Александра Макарова, высказанное на конференции на сайте km.ru 13 октября 2006 г.:

"Что такое национальная идея – этого никто не может сказать. Этого никто не знает, если бы знали, давно бы уже ее выработали. Но нельзя выработать национальную идею, она должна вызреть внутри народа. Когда народ будет видеть. Пока нет единства, никакой идеи быть не может".
Протоиерей Александр Макаров допускает возможность безыдейного единства народа. По-моему, более материалистическое утверждение придумать сложно.


8. Национальная идея по Президенту России В. Путину
В своем Послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. касательно национальной идеи России В.Путин сказал следующее
"Правда, думать о будущем, конечно, нужно всегда. А у нас с вами, в России, есть еще такая «старинная русская забава» – поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и бесконечно. Не будем сегодня открывать дискуссию по этим вопросам. Но, думаю, многие согласятся со мной в том, что, решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех."

9. Национальная идея по Александру Солженицыну (июль 2007 г.)
Из интервью журналу "Шпигель"
"Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это - когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление-понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно."

Новоизбранный Президент России Д.Медведев тоже успел высказаться на эту тему в духе мнения В.Путина (
http://news.mail.ru/politics/1611435/), и потому его мнение в данном тексте интереса не представляет.

Вкратце:
По Явлинскому: России – независимые суды (суды отдать юристам; какие в России юристы и судьи, читатель узнал из этого повествования достаточно хорошо) - июнь 2003 г.;

По Рогозину: России – сильный кулак (для кого и для чего - не сообщается, но известно, что любое "сильное" государство начинается с избиения своих граждан) - сент. 2003 г.;

По «АиФ * Москва»: России – Гражданское общество («нам придется научиться исполнять законы» - метод не предлагается) - сент. 2004 г..

По Аксенову: России - свободные суды («виновных не сажать в кутузку») - окт. 2004 г.;

По архимандриту Тихону: "искать "Высшую Правду" в церкви (про обыкновенную правду и про суд – ни слова) - дек. 2004 г.
По Солженицыну: "сбережение народа" (на вопрос "Для чего?" ответ не дается - напоминает рекомендацию вельможам бережно относиться к своей собственности. Пятнадцатилетним, тем, кто ищет ответ на вопросы "Как жить?" и "Зачем он здесь оказался?" эта "мысль!" не дает ничего. ) - июнь 2005 г.

По протоиерею Макарову: национальная идея России не существует (будет единство - будет идея: служитель культа провозгласил материалистическое "бытие определяет сознание") - окт. 2006 г.
По Президенту России В.Путину: прекрасно проживем и без национальной идеи -
апр. 2007 г.
По Солженицыну_2: понятие "национальная идея" ненаучно и непопулярно - июль 2007 г.

Своевременно спросить себя - а что такое вообще национальная идея?
Если подумать, то все получается достаточно просто.
По словарю С.И.Ожегова ("СЭ", 1968г.) слово "идея" имеет четыре значения:
«1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа. 3. Мысль, намерение, план. В голову пришла счастливая и. Кто подал эту идею? 4. чего. Мысленный образ чего-н, понятие о чем-н. (книжн.). И. добра.»

Очевидно, понятие "национальная идея" подразумевает третье значение слова "идея" - это план на будущее. План нации на будущее.


Представляет интерес, кому национальная идея не нужна, кому она нужна, и почему.

Очевидно, что "план нации на будущее" не нужен тем, кто не хочет отвечать за исполнение статей этого плана (в плановом хозяйстве утвержденный план является законом).
Также очевидно, что ни в какой национальной идее не нуждается законный царь-самодержец.

Откуда следует, что провозглашенный Властью , Священником и Мыслителем отказ от формулировки национальной идеи в России фактически является тайным провозглашением самодержавия.

Россия снова стала Царством.

Теперь следует ответить на вопрос, кому все-таки национальная идея нужна, и для чего.


Будущее народа определяет власть. Действия народа и власти во времени должны определяться установленными законами.

Итак: Народ, Законы, Власть. И Власть и Народ должны исполнять букву Закона. Но Власть всегда считает, что она выше Закона. Особенно, если властью наделены такие люди, о каких читатель узнал в моем правдивом повествовании. И такая Власть всегда будет игнорировать дух Закона, и всегда будет стремиться, используя и культивируя самые низменные человеческие качества своих подданных, изменить под себя букву Закона.
Именно поэтому в цепочке "Народ - Закон - Власть" должно быть еще одно звено, которое открыто и доступно выражало бы Дух Закона, и с помощью которого Народ (то есть каждый человек) мог бы всегда оценивать действия Власти.
В этом и есть назначение национальной идеи - препятствовать отрыву Власти от Народа, поддерживать их единство, оберегать народ от разложения и деградации.

Однако современные российские Президент, Священник и Мыслитель осмеяли и закрыли эту тему. Очевидно, что такое решение
вызвано ростом цен на энергоносители (с января 2003 по ноябрь 2007 в три с лишним раза - с 27 до 90 долларов США за баррель нефти).
И действительно, зачем искать новый курс, если трюмы и так полны золотом?
Россия нашла, что искала?

 

Вперед Формула национальной идеи 

 

 
  infopolit